Инновационная деятельность

Учреждения образования "Калинковичский государственный профессиональный аграрно-технический лицей"

Описание структуры и содержания апробируемой инновационной модели (технологии, методики, системы и др.).
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Проблема подростка на этапе преодоления всех возрастных трудностей тесно связана с такими понятиями «адаптация», «социализация», «компетенция». Психолого-педагогическое сопровождение учащихся предусматривает создание условий, при которых у подростка формируются ключевые компетенции, позволяющие ему быть адаптивным к условиям окружающего мира и социально значимым для взрослых и сверстников.
Воспитывающая среда - это совокупность окружающих учащегося обстоятельств, социальное окружение (семья, учеба, трудовая деятельность, досуг), материальные и культурные условия, влияющие на личностное развитие, формирование, жизнедеятельность.
Факторы, оказывающие положительное воздействия на формирование воспитывающей среды: высокий уровень учебного процесса.
- высокий уровень воспитания;
- позитивное общение;
- информационная среда;
- организация досуга;
- социально-педагогическая и психологическая помощь. Разработанная модель понимается как совокупность ориентированно-целевого, технологического, рефлексивного, процессуально - действенного и оценочно-корректировочного этапов совместной деятельности педагогических работников и молодежи в процессе создания гуманной воспитывающей среды, способствующей развитию и саморазвитию личности, формированию гражданина, патриота, конкурентоспособного специалиста
Модель спроектирована с учетом социально-экономических и моральных требований, адекватных интересам личности, общества, государства, ключевым моментом которой является создание системы ценностных ориентаций и приоритетов, присущих духовно зрелому человеку.
Особенностью предлагаемой модели является взаимодействие воспитателя общежития со всеми участниками воспитательного процесса с целью создания условий для индивидуального самовыражения каждого учащегося и осуществления индивидуального подхода к разностороннему развитию каждой личности.
Целенаправленная работа коллективов УПТО по созданию воспитывающей среды должна быть направлена на формирование позитивного мироощущения и представления о личной ответственности, выработку навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей получать удовольствие от жизни, развитие умения оценивать свои мысли, действия и поступки; прогнозировать их возможные результаты.
Модель включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты:
- формирование коммуникативного потенциала личности;
- формирование гражданской и социальной ответственности;
- социализация и формирование культуры быта, обеспечение условий жизнедеятельности учащихся: адаптации;
- формирование культуры досуга учащихся.

Реализация этих этапов возможна благодаря:
- созданию материальной базы и соблюдению санитарно-гигиенических условий;
- наличию информационного пространства;
- внедрению современной техники и технологий;
- дисциплинированности;
- созданию благоприятного микроклимата и условий для самореализации;
- уважительному отношению между педагогическими работниками и учащимися;
- организации работы клубов, кружков, секций;
- наличие органов ученического самоуправления;
- поддержке со стороны ОО БРСМ, общественных организаций;
- организации содержательного досуга;
- наличию СППС;
- взаимодействие с семьей и другими социальными институтами.

1. Формирование коммуникативного потенциала личности:
- повышение сопротивляемости стрессам;
- развитие умения контролировать психическое и эмоциональное напряжение;
- овладение техниками релаксации;
- развитие коммуникабельности;
- формирование коммуникативной культуры;
- овладение нормами этикета, культурой речи;
- формирование коллективизма и навыков гуманных межличностных отношений.

2. Формирование гражданской и социальной ответственности:
- углубление знаний моральных норм и правил поведения в обществе;
- стремление следовать в своем поведении нормам морали;
- овладение правовыми знаниями; готовность и способность защищать свои права;
- совершенствование культуры взаимоотношений, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе;
- формирование устойчивых ориентаций на собственное профессиональное развитие, чувства долга.

3. Социализация и формирование культуры быта, обеспечение условий жизнедеятельности учащихся:
- создание комфорта в условиях проживания в общежитии;
- развитие уровня бытовых умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни;
- совершенствование умения распределять бюджет;
- соверовладение способами организации личного времени;
- формирование эстетического вкуса (оформление и благоустройство комнат, уголков);
- трудовое воспитание.

4. Формирование культуры досуга учащихся:
- улучшение состояния психологического и физического здоровья подростков;
- развитие физических качеств;
- развитие творческого потенциала личности посредством посещения кружков, библиотеки, спортивных секций.

Участники инновационной деятельностиучащиеся 2 и 3 курсов УО «Калинковичский государственный профессиональный аграрно-технический лицей»

Специальность/профессия Номер группы Курс Кол-во учащихся Кол-во педагогов
Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ; техническое обеспечение дорожно-строительных и мелиоративных работ; эксплуатация и ремонт автомобилей. 3
32
33
2
3
3
11
4
7
3
Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ; технология сварочных работ; эксплуатация и ремонт автомобилей. 30 3 11 3
Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ; эксплуатация и ремонт автомобилей. 4 2 11 2
Общественное питание 1 2 16 2

    Задачи инновационного проекта на 2019/2020 учебный год:
      1. Внедрить научно-методологическую концепцию модели развития социально-психологических компетенций личности подростков в условиях общежития.
      2. Создать условия для нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического развития личности учащихся, проживающих в общежитии, формирования культуры общения, культуры досуга, развитию личности учащихся.
      3. Использовать в работе систему мероприятий по развитию социальных компетенций личности.
      4. Использовать в работе методическое обеспечение участников воспитательного процесса по созданию воспитывающей среды в условиях общежития учреждения профессионального образования.
      5. Использовать в работе методические рекомендации по внедрению модели воспитывающей среды в условиях общежития учреждений профессионального образования.

Название этапа Содержание работы Срок выполнения Форма представления результатов
1 этап Прогностично-проектировочный Создание творческой группы ИД. Обучение участников творческой группы. Определение методики исследования. 09.2019-10.2019 Приказ о создании творческой группы. План работы творческой группы.
Изучение:
-теоретических и практических исследований по проблеме профилактики противоправного поведения учащихся;
- методической, психологической и социально-педагогической литературы по теме проекта;
-основополагающих идей, подходов, принципов, методов, форм.
Анализ:
-кадрового обеспечения;
-научно-методического обеспечения;
-состояние учебно-методической базы лицея.
10.2019 Программа ИД. Аналитический обзор; банк данных по теме.
Разработка:
-программно-планирующей документации.
Прогнозирование возможных положительных результатов.
2 этап Практический Разработка, подготовка и проведение мероприятий, направленных на: 09.2019 сценарий
1) создание благоприятного морально-психологического климата в общежитии:
-адаптационный тренинг с учащимися 1-го курса;
-психологическая игра «Портрет группы»;
2)исключение несчастных случаев, травматизма, попыток суицида:
-час общения «В поисках хорошего настроения»;
-час вопросов и ответов «Психологическое здоровье»;
-разговор на тему «У последней черты»;
-конкурс рисунков на асфальте «Мой выбор – жить с позитивом!»;
-оформление психологического забора «Мы голосуем за жизнь!»;
-психологическая акция «Цветное настроение»
-информационный журнал «Нетрадиционные религиозные объединения»;
-психологическая игра «В чём смысл жизни»;



09.2019




02.2020

10.2019



сценарий


фотоотчёт



сценарий

3)исключение правонарушений, иных асоциальных проявлений среди учащихся:
-круглый стол «Хочу и должен»;
-круглый стол «Поступок рождает судьбу»;
-профилактический тренинг «Главные ценности жизни»;
-круглый стол «Влияние и давление среды на подростка»;
-тематический информационный час «Законодательство о запрете курения»

01.2020
04.2020
02.2020

01.2020

11.2019
сценарий
4)повышение уровня правовой культуры учащихся, обеспечение защиты их прав и интересов:
- познавательная игра «Я – гражданин»;
- занятие-практикум «Изучаем право»;
- урок права «Подросток и милиция»;
-правовая игра «Знаешь ли ты закон?»;


10.2019
04.2020
01.2020
04.2020
сценарий
5)повышение уровня информационной и общей культуры учащихся:
-спрашивали – отвечаем «Культура отдыха»;
-устный журнал «Экология»;
-беседа-диалог «С чего начинается Родина?»;
-обзор-лекция «Как сберечь планету Земля»;

-поэтический батл «Этот День Победы»;
-игра «Огонёк моей души»;
-беседа «Труд красит человека»;
-виртуальное путешествие «Это Чернобыля»;
-информ-дайджест «Заповедные территории»;
-выпуск поздравительных мини-плакатов ко Дню защитника Отечества;
-круглый стол «Этикет красоты»;

11.2019
03.2020
10.2019
03.2020

04.2020
12.2019
03.2020
04.2020
10.2020
02.2020

02.2020

сценарий



план мероприятия
сценарий

презентация
сценарий
фотоотчёт

сценарий
6) приобретение учащимися знаний и навыков по оптимизации взаимодействия и разрешению конфликтных ситуаций; ориентация учащихся на дальнейшее совершенствование стиля межличностного общения:
-беседа-размышление «Почему люди лгут?»;
-игра «Дружба – что может быть лучше?;
-викторина «Дорога мудрости»;
-час общения «Зависть»;
-тренинг «Общение в конфликте»;
-информационный час «Азбука мышления»;
-круглый стол «Как не стать жестоким?»;




11.2019
04.2020
11.2019
03.2020
11.2019
02.2020
10.2019
сценарий
Проведение встреч с работниками правоохранительных органов, медицинских учреждений, общественных объединений и организаций. фотоматериал
Проведение мероприятий по формированию навыков ЗОЖ, профилактике вредных зависимостей:
- интеллектуальный тир «Азбука здоровья»;
- урок здоровья «Энергетические напитки – вред или польза?»;
- информационно-познавательный час «Здоровье и питание»;
- диспут «СПИД: знать, чтобы жить!»;
-круглый стол «Как победить дракона, или удержись от вредной привычки»;
-интерактивный диалог «Горькая иллюзия»;
-видеолекторий «СПИД – угроза будущего»;
- распространение листовок «Цена зависимости – жизнь» ко Всемирному дню борьбы с наркотиками;


12.2019
12.2019
02.2020
12.2019
01.2020

11.2019
12.2019

03.2020


сценарий






видеофильм
план мероприятия
Участие в трудовых акциях «Общежитие – мой дом, сохраним порядок в нём», «Собери макулатуру – спаси дерево» фотоматериал
Посещение кинотеатра «Знамя», музеев г.Калинковичи фотоматериал
Проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на:
-снятие ситуативной тревожности («Как научиться жить в оптимальном режиме»);
-укрепление уверенности в себе «Можно ли научиться управлять собой»);
-осознание негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивление им («Я в ситуации выбора»);
-развитие критического мышления («Психологический КВН»);
-обучение эффективному общению («Золотые ключи общения»)


12.2019

01.2020

02.2020

03.2020
11.2019
сценарий
Работа с педагогическими работниками, воспитателями:
-ознакомление с рекомендациями по работе и взаимодействию с учащимися по формированию навыков безопасного поведения в сети Интернет;
- ознакомление с рекомендациями по формированию противоправного поведения у учащихся.

12.2018


02.2019
методические рекомендации
3 этап Обобщающий Обобщение, систематизация, подведение итогов реализации инновационного проекта:
- обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;
- подготовка дневников всех участников проекта;
- подготовка итогового отчета по инновационной деятельности;
- подготовка материалов для публикации в журналах и региональных изданиях.
04.2019 - 05.2019 Итоговый отчёт о результатах ИД: материалы, методики, графики, таблицы и т.д.;
циклы занятий;
рекомендации по использованию полученных результатов;
статьи для публикаций;

Критерии и показатели определения эффективности инновационной деятельности.

Критерии Показатели
Нравственно-правовая компетентность - знание и понимание права (анкета «Знаешь ли ты закон»);
- правовая активность (анкета «Гражданская позиция»);
- отсутствие случаев противоправного, антиобщественного поведения (данные статистики).
Личностная компетентность - успешная адаптация к условиям проживания в общежитии (анкета на выявление уровня адаптации);
- уровень сопротивляемости стрессам (шкала безнадежности Бека),
- навыки межличностного взаимодействия, направленного на позитивные, дружеские взаимоотношения (тест «Оценка коммуникативных и организаторских способностей»);
- наличие благоприятного психологического климата (анкета «Климат»).
Формирование психологической культуры и физического потенциала личности - развитие способности самореализации и самоконтроля (опросник «Волевой самоконтроль»);
- формирование культуры досуга (анкета социологического опроса для учащихся);
- развитость физических качеств (оценка уровня физической подготовки учащихся – 2 р. в год);
- вовлеченность в культурные формы досуга (анкета «Определение склонностей учащихся»);
- степень активности учащихся в молодежных движениях, отрядах.

Полезные сайты


^ Вверх